Средства обучения и воспитания
Сведения об образовательной организации » Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса » Средства обучения и воспитания
В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» педагогическим работникам предоставляется свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, а также право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины.
Средства обучения
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В Учебном центре используются следующие средства обучения:
- печатные (учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, раздаточный материал)
- наглядные плоскостные (плакаты, схемы, иллюстрации настенные)
- демонстрационные (муляжи, макеты, стенды информационные, стенды электрифицированные, модели демонстрационные)
- учебные приборы (метеокомплект, приборы радиационной и химической разведки и др.)
- аудиовизуальные (презентации, учебные фильмы)
- электронные образовательные ресурсы (дистанционные образовательные технологии, электронные библиотечные системы, сетевые образовательные ресурсы)
- тренажёры (в том числе интерактивные).
Одним из наиболее эффективных средств обучения являются мультимедийные средства. Идея мультимедиа заключается в использование различных способов подачи информации, включение в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации, что позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать мощным дидактическим инструментом, благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации.
Средства воспитания
Организация воспитательной работы в Учебном центре проводится в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 30 ноября 2005 года № 859 «О совершенствовании воспитательной работы в системе МЧС России».
Основными направлениями воспитательной работы являются патриотическое, нравственное, правовое, экономическое и физическое воспитание.
В Учебном центре наиболее эффективно реализуются следующие средства воспитания:
- Общение как средство воспитания активно используется на индивидуальных и групповых беседах, профилактических занятиях, лекциях, тренингах, встречах с представителями различных организаций г. Сургут (ветераны пожарной охраны, ветераны Чернобыля, представители силовых ведомств и др.).
- Учение как средство воспитания применяется на теоретических и практических занятиях (информационные буклеты, брошюры, инфографика, выпуск стенгазет и боевых листков).
- Труд как средство воспитания используется на субботниках и ежедневных хозяйственных работах, направленных на поддержание порядка на территории Учебного центра и в местах проживания слушателей.
- Игра как средство воспитания применяется на практических занятиях, открытых уроках, организационно-деловых играх.
- Спорт как средство воспитания применятся при выполнении физических упражнений на утренних зарядках, тренировках и соревнованиях.
Для каждой группы слушателей, обучающихся в очной и очно-заочной формах, составляется отдельный план проведения воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы.
В соответствии с приказом начальника Учебного центра от 25.12.2014 № 768 «О едином дне информирования» утвержден порядок проведения единого дня информирования, в рамках которого еженедельно по понедельникам доводится общественно-политическая, культурно-просветительская, социальная и другая информация.
За время обучения со слушателями проводятся спортивные соревнования (волейбол, мини-футбол, гиревой спорт, настольный теннис, подтягивания), а также интеллектуальные поединки (шахматы, шашки, брейн-ринг).
В качестве средства воспитания используется мультимедийное оборудование для показа презентаций, фильмов образовательно-просветительской направленности; видео- и аудиоматериалы на электронных носителях по направлениям семейного воспитания, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Для проведения спортивных и оздоровительных мероприятий в Учебном центре имеются тренажерный зал, спортивный манеж и плац.
Для развития творческого потенциала предусмотрен актовый зал, имеющий высокий уровень оснащения современным техническим оборудованием, что увеличивает спектр возможностей различного его использования.
В Учебном центре осуществляется психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса обучающихся, в рамках которого со слушателями проводятся беседы, лекции и тренинги, направленные на создание и сплочение коллектива, формирование коммуникативных умений и навыков бесконфликтного общения, усвоение знаний, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности и сохранения профессионального здоровья.
Психологом отделения кадровой и воспитательной работы проводятся социально-психологические исследования, целью которых является изучение особенностей восприятия слушателями учебных дисциплин, их отношение к преподавателям и руководству строевого отделения, удовлетворенность имеющейся литературой в библиотеке, организацией питания и бытовыми условиями проживания.